Славянский Дом на чужбине отказался отнюдь не гостеприимным. Магнитогорская делегация, побывавшая в США (город Юджин, штат Орегон) на ежегодном Славянском Фестивале, по возвращении в родные «пенаты» вывесила в Интернете предупреждение для своих соотечественников – для всех тех, кто может поверить в сладкие, зазывные речи и многообещающие проекты организаторов сего действа. Поверить, а потом пожалеть. Чтобы подобного не произошло «наши» предостерегают: «Осторожно! – «Славянский Дом».




Style Эксклюзив

АМЕРИКАНСКИЙ «ПШИК»


ВМЕСТЕ ПРЕДИСЛОВИЯ

На официальном сайте Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе можно прочитать весьма любопытную информацию, предваряющую одну ссылку: «В январе 2008 года фолк-модерн группа «Иван да Марья» по приглашению Некоммерческой организации Славянский Дом выехала на ежегодный фестиваль в США. Подробности о непрофессионализме и обмане организаторов читайте здесь – http://ivan-da-maria.blogspot.com/
Открываю. Смотрю: «Этот небольшой ресурс создан участниками Славянского Фестиваля в Юджине, штат Орегон. Мы хотели бы поделиться своими мыслями и впечатлениями о фестивале, о том, как это происходило». По мере прочтения того, «как это происходило» волосы на голове начинают шевелиться, а неполиткорректные высказывания сами срываются с языка. Между тем, создатели ресурса подчеркнуто вежливо, без перехода «на личности» (хотя, по идее, надо было бы), сухо и по пунктам рассказывают обо всех проколах, «косяках» и откровенном обмане организаторов. «Чтиво» это в высшей степени познавательное: там описывается и об особенностях поездки на фестиваль, и о размещении и проживании участников коллектива, и о фестивальных концертах. «Организация, переезды, выступления, отношение к участникам группы – все это оставляло желать лучшего. Поэтому нам хотелось бы предупредить всех, в том числе спонсоров и зрителей, кого судьба вдруг сведет с такими горе-организаторами, как Славянский Дом (директор г-жа Ивашова Е. Б.), являющейся приглашающей стороной и ежегодно организующей этот фестиваль», – суммируют итог магнитогорские участники, а фолк-модерн группа «Иван да Марья» резюмирует: «Мы настоятельно не рекомендуем иметь дела и вступать в контакты и переговоры с госпожой Ивашовой и ее представителями для участия в мероприятиях, которые она «организует». Мы убеждены в полной некомпетентности, «самодеятельности», отсутствии навыков в умении проводить подобные мероприятия, как в масштабах штата, так и русского сообщества в целом».
…Тогда я еще не догадывалась, что вся эта информация будет иметь самое непосредственное отношение и к герою моего предполагаемого материала. К известному магнитогорскому фотографу Игорю Пятинину, работающему в драматическом театре им. Пушкина. Я знала, что Игорь совсем недавно вернулся из Америки, где у него, как гласила молва, должна была пройти персональная выставка. С этой целью – выяснить из первых рук о столь неординарном событии – я и отправилась в мастерскую фотохудожника. «Ну, как прошел твой зарубежный вояж, исполнилась ли «американская мечта», выставка имела успех?», – сходу закидала я вопросами Пятинина.
«Выставка прошла замечательно. Вернее, их было десять, никак не меньше, и все – персональные. Успех грандиозный, прямо не знаю, как пережить все это счастье», – саркастически заметил Игорь. Я недоуменно молчала, а он вдруг ошарашил признанием: «Да, лажа это все, Наташа. Организаторы откровенно «кинули» нас, ни одна договоренность не была соблюдена. Выставки не было. Всем участникам не заплатили гонорар, хотя это было обговорено заранее, артистам не дали возможности давать концерты вне фестиваля, общее впечатление от фестиваля – хаос и полное отсутствие предмета концертной деятельности». Стоп! Где-то я нечто подобное уже…читала. И тут «файлы сошлись». «Игорь, так ты что, был в Америке вместе с «Иваном да Марьей?», – вдруг «прозрела» я. «Ага, – признался Пятинин – туда еще и скрипичный дуэт «Вилона» ездил…».

А КАК ВСЕ ХОРОШО НАЧИНАЛОСЬ…

Начиналось все и в самом деле замечательно. На Игоря «вышла» директор Некоммерческой организации Славянский Дом Елена Борисовна Ивашова – наша соотечественница (более того, по слухам, некогда проживавшая в одном из закрытых городов Челябинской области), а теперь – законопослушная гражданка США из города Юджин, штат Орегон. Она позвонила Игорю из Америки, расточала медоточивые комплименты и приглашала принять участие в ежегодном Славянском Фестивале. На конкретный вопрос: «Как вы обо мне узнали?» последовал ответ: «Увидела ваши фотографии на сайте «Вилоны». Они мне очень понравились (к этому времени предприимчивая дама уже пригласила скрипичный дуэт к себе на мероприятие, – От авт.). Елена Борисовна предложила Игорю: «Не хотели ли бы вы приехать в Америку, поснимать фестиваль?». На резонный довод о том, что неужели в США нет для этих целей своих фотографов, мадам привела «бронебойный» аргумент, льющийся бальзамом на сердце каждого художника: «Ну что, вы. Игорь. Разве они смогут «поймать» эмоции русских артистов. Вы же свой, вы чувствуете настроение как никто другой». В общем, убедила. А заодно поманила возможностью персональной выставки в рамках фестиваля. Ответственный Пятинин даже скинул фото по электронной почте – для ознакомления, так сказать. Дальше – больше. После увиденных работ госпожа Ивашова как экзальтированная барышня разразилась очередной восторженной тирадой: «О, это класс! На вас уже есть «заказы». Мы вас ждем, обязательно приезжайте!».
Надо заметить, что для Игоря Америка стала первой поездкой на рубеж. И, что немаловажно, оплатил он ее исключительно из собственного кармана. За те две недели, которые магнитогорская делегация провела в Юджине никакого, даже самого скромного или робкого упоминания о фестивале им обнаружить не удалось. Ни рекламных щитов, ни банерных растяжек, ни броских афиш, ни съемок местным телевидением или интервью для городской прессы – ничего этого не было и в помине. Правда, по словам Игоря, на одном из концертов магнитогорцев присутствовал представитель российского консульства, но пересечься с ним нашим артистам так и не удалось. Зато, если зайти на официальный сайт Славянского Дома и прочитать сочное живописание про Славянский Фестиваль, можно подумать, что круче его в природе просто не существует. Я читала и «рыдала» от умиления. Вот что значит грамотный пиар! «Основной целью организации Славянский Дом является развитие и продвижение культурного разнообразия в городе Юджин и в штате Орегон в целом. Достижению этой цели способствует целый ряд программ непосредственно связанных с культурой, искусством и образованием в странах Восточной Европы и СНГ», – значится на главной странице. Не могу удержаться, чтобы не привести еще одну мощную цитату. Не иначе, ее писал очень романтичный человек: «Можно ли повернуть время вспять? Можно ли побывать на островке прошлого в настоящем? Можно ли попасть в мир культурного богатства стран, находящихся за тысячи километров?
Да, и еще раз да!!!
Есть только одно условие:
Вы должны оказаться в городе Юджин в канун православного Рождества!
Кажется, этот маленький, теплый городок на западном побережье Соединенных Штатов Америки живет своей спокойной, размеренной жизнью благодаря смешению нескольких культур и традиций. Любое вмешательство в уже установленный ход событий лишь заставляет с новой силой биться сердце этого по-настоящему необыкновенного города… Именно этот город стал домом для некоммерческой организации Славянский Дом, главной целью которой является ознакомление американского народа с наследием славянской культуры. Открытие Славянского Дома – знаменательное событие в культурном развитии города и всего штата Орегон в целом.
Где как не здесь, в этом поистине уникальном городке, мог родиться Славянский Фестиваль. Жители Юджина, воспитанные на разнообразии окружающих их культур, а также все желающие со всех концов земного шара, теперь могут оказаться в круговерти ярмарочной торговли и представлений, застолья и развлечений по-славянски. Славянский Фестиваль – это место, где можно в полной мере ощутить дух истории, прочувствовать силу души русского, украинского, польского, болгарского, белорусского и многих других славянских народов. Раз в год, Юджин открывает двери Славянского Фестиваля, где каждый сможет увидеть великолепие богатейшего наследия славянского народа, стать неотъемлемой частью необъятной славянской души».
Эх, хорошо сказано, черт возьми! Жаль только, что «гладко было на бумаге». К слову, еще один показательный факт. Очень уж часто и навязчиво на сайте звучат слова о том, что Славянский Дом – это некоммерческая организация, которая существует «благодаря вашей поддержке и помощи». И тут же, предложения: станьте спонсором, станьте членом, станьте волонтером, станьте партнером. Варианты – «кем стать» – различны. Например, те же спонсоры «подразделяются» на «доноров» (это самый скромный подвид, для тех, кто может предложить не больше 200 баксов), на «бронзовых», «серебряных», «золотых», «платиновых», и, наконец, «бриллиантовых» (чтобы получить сей почетный статус надобно внести 50 000 долларов).
Считать деньги в чудом кармане – дело неприличное, но об очевидных несостыковках сказать все-таки следует. Участников из Магнитогорска поселили в разных местах. Костяк коллектива «Иван да Марья» пребывал в «гостях» у директора фестиваля, остальных разместили по семьям, а вот Пятинин со товарищи оказался в доме, который организаторам фестиваля благородно отдал во временное пользование один волонтер. Так вот, с хозяином дома наши ребята потом познакомились. Оказалось, что жилье он предоставил гостям из России абсолютно бесплатно, между тем принимающая сторона взяла с каждого человека по 500 долларов «на проживание». «Такой вот бизнес», – усмехается Игорь.

ЧУДНЫЕ ДЕЛА СЛАВЯНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Впервые фестиваль прошел два года назад. И тогда его участниками были лишь «русские американцы». Потом организаторы решили расширить рамки мероприятия и приглашать артистов и коллективы из России, а не ограничиваться творчеством одних лишь эмигрантов. Смеем предположить, что знающих специфику нахождения в чужой стране эмигрантов просто труднее «наколоть». В результате, как рассказывает Игорь Пятинин, поскольку никаких контрактов сторонами подписано не было, а все договоренности носили устный характер (просто «хлопнули по рукам, поверив в порядочность принимающей стороны») получилось так, что предъявлять претензии на законных основания просто бессмысленно. В общем, бывшие россияне «кинули» своих же. И даже не покраснели.
Естественно, никакую выставку в Америке Игорю не организовали. Естественно, никакой гонорар нашим артистам не заплатили, мотивируя это тем, что «сборов нет, фестиваль в пролете, и вы, ребята, автоматически «пролетаете» тоже». Места, где проходили выступления «Вилоны» и «Ивана да Марьи» не подавались логическому объяснению. В первый день это был актовый зал какого-то учреждения, напоминающего колледж. Зрители весьма разношерстные – и «пионэры» и пенсионеры. Человек 50 – максимум. На недоуменные вопросы, что бы это значило, организатор невозмутимо отвечал, мол: «Не волнуйтесь, это только пробный шар, типа предварительная раскрутка, чтобы посмотреть, как примет выступающих публика». Ну, публика, понятное дело, приняла с восторгом, профессионализма и таланта нашим-то не занимать, плюс качественный звук, потрясающие костюмы. Короче, американцы – в восторге, чего не скажешь о магнитогорских артистах. В один из следующих дней наших земляков ждал пафосный зал, находящийся в Agate Hall. Здание невиданной красоты и на фоне одноэтажной Америки поражающее воображение своими размерами и высотой. Зал рассчитан на 2,5 тысячи человек. В Agate Hall проходили концерты многих мировых звезд, таких как Мадонна, и всевозможные модные мюзиклы. И это в обычном, небольшом Юджине! Представьте, если бы, например, Агаповке выстроили ультрасовременный комплекс и в него, минуя Магнитку, приезжала бы с выступлениями сама Алла Пугачева. Короче, место – супер, концертная площадка – супер, а… публики набралось человек двести. Это были преимущественно эмигранты, которых изредка «разбавляли» американцы, воспринимавшие выступления артистов с невероятной благодарностью. Появились даже свои постоянные ценители-поклонники (особенно всем запомнился один колоритный дедок, который сидел на каждом концерте, а после обязательно вставал и начинал громко аплодировать). «Какая организация у этого фестиваля? Для кого он проходит? Кому нужен такой «лохотрон»? – недоумевает Игорь. – Тем более обидно, что выкладывались «наши» на концертах по полной программе».
«Осадок» от подобного путешествия помогли разбавить новые друзья, появившиеся в Юджине. Трио «Воронеж», состоящее из выпускников «Гнесинки», открыло магнитогорцам настоящую Америку. После одного из концертов музыканты «Воронежа» подошли к нашим ребятам познакомиться. «Это блистательные музыканты, – уверяет Игорь. – Когда звукорежиссер из Челябинска, услышал, как они играют, то не выдержал и…заплакал». Именно «Воронеж», видя все происходящее, предложил артистам сделать заявление для прессы или опубликовать статью в местной газете. Но «наши» великодушно отказались, хотя Игорь честно говорит: «Будет досадно, если Ивашова начнет зазывать на свой «фестиваль» уже других, и кто-то вновь «клюнет» на ее обещания».
При этом талант Игоря Пятинина в данном конкретном случае определенно ему помешал: когда смотришь на его фотографии, сделанные в Америке – с концертов или снятые в других местах, поверить в услышанный рассказ на самом деле сложно, настолько прекрасны его работы.

НЕ ЗНАЕШЬ, ГДЕ НАЙДЕШЬ, ГДЕ ПОТЕРЯЕШЬ

А «импортная» персональная выставка у Игоря все-таки прошла. Вернее, его работы в стиле «ню» и сейчас украшают пятизвездочный отель в швейцарском Лугано. Дело в том, что совсем недавно Пятинин вступил в Союз художников Санкт-Петербурга. И вот у руководителя питерского отделения Союза художников Лидии Азаровой возникла идея создания нового проекта, открыть который должны были работы Игоря. Когда предложение поступило, Игорь уже всеми мыслями был в Америке, поэтому, не мудрствуя лукаво, быстро отпечатал серию своих снимков из серии «ню» и отправил с оказией в северную столицу (благо, наш театр ехал туда на фестиваль), закрыв для себя эту тему. Однако ему вновь позвонили из Питера и попросили срочно приехать на пресс-конференцию по случаю открытия персональной выставки в Швейцарии. Пришлось ответить отказом, поскольку звонок застал его по дороге в США. По возвращении же его ждал полный отчет о том, где именно находятся его работы в Швейцарии. И фото в доказательство. Потрясающее зрелище, без дураков. Так что хоть американская история и оказалась «пшиком», а выставка – блефом, зато в Швейцарии «выстрелило» по полной программе. Вот уж поистине, не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

текст: Наталья Романюк

 

п»ї