Широко известный в узких кругах города «Кусимовский театр» презентовал друзьям и знакомым свой третий спектакль. Очередную постановку «кусимовцев» осуществил замечательный челябинский режиссер Олег Хапов по мотивам рассказов Аркадия Аверченко. Фееричное водевильное действо под названием «Номер седьмой» прошло в драматическом театре им. А.С.Пушкина.
Style Жизни

Искусство смывает с души пыль повседневной жизни


Отказаться от риска – значит, отказаться от творчества». Верность этого высказывания, наверняка, подтвердят все люди, имеющие отношение к культуре и искусству. Им ли не знать, что такое риск в профессии: поймут – не поймут, примут – не примут, будут аплодировать или брезгливо сморщат носики «их величество» зрители. Как ни крути, но именно они определяют, стоила ли «игра свеч». На первый взгляд, «Кусимовскому театру» на этот счет «заморачиваться» без надобности. Ведь не ради публичного признания директора крупных предприятий, серьезные бизнесмены и их жены выходят на сцену. Удовлетворение тщеславия, обязательное присутствие статусной публики, пиар ради «нескольких строчек в газете» – ради бога, увольте, – говорят они. В этом «клубе» единомышленников, основанном на дружбе и общих интересах, не боятся быть «неправильно понятыми» другими, вот почему их спектакли всегда – из разряда позитивных провокаций. Впрочем, они тоже «рискуют», представляя себя в иной ипостаси, но идут на этот шаг сознательно. И их риск вот уже четыре года оправдывает себя.

Именно столько лет существует Кусимовский проект. За это время увидели свет три постановки труппы: «Жизнь прекрасна!» (по Чехову), сцены из «Фауста» Гете – «Осенний бал Гретхен». И, наконец, «Номер седьмой» по мотивам рассказов Аверченко. Кусимовцы шутят: «Мы верны своим традициям. Один раз в два года у нас обязательно рождается новый спектакль». «Роды», как и полагается, не обходятся без мук творчества, но конечный результат того стоит. Кстати, прослеживается и еще одна удивительная закономерность. Четыре года назад Павел Бутов, директор ООО «Камни Урала», дебютировал в спектакле «Жизнь прекрасна!» в день своего сорокалетия, сделав себе на собственный юбилей незабываемый по эмоциям подарок. 42-й день рождения Павла опять-таки пришелся на очередную премьеру кусимовцев, во время которой он выходил на сцену в образе режиссера-новатора. Показ же «Номера седьмого» совпал у Павла с 20-летием супружеской жизни. Не удивительно, что после спектакля многочисленные друзья кусимовцев с одинаковым воодушевлением поздравляли не только виновников торжества – актеров самодеятельной труппы, но и супружескую чету Бутовых. А любящий супруг приготовил для своей второй половины очень романтичный подарок – шикарный фейерверк в ее честь, зрителями которого стали не только гости этого вечера, но и случайные прохожие, шествующие недалеко от драматического театра им. Пушкина. Вот так нестандартно и красиво можно отметить фарфоровую свадьбу! Поскольку, как шутили товарищи Павла: «Номер седьмой» для него – давно не тайна. Два первых сценических творения кусимовцев – дело рук их талантливого друга Сергея Пускепалиса, до недавнего времени работавшего главным режиссером нашей Драмы. Именно Сергей Витауто подтолкнул своих друзей к осознанию того, что, в принципе, и «невозможное – возможно». Было бы желание. А оно у этих людей наличествовало. «Мы создали настоящий прецедент: известные бизнесмены и управленцы сыграли в театре почти как профессиональные актеры. Это действительно произвело настоящий фурор, – вспоминает в одном интервью Сергей Пускепалис. – Нами заинтересовались и Первый канал, и НТВ, и в желтой прессе появились заголовки типа: «Магнитогорские толстосумы создали свой театр…». Да какие они «толстосумы»? Нормальные ребята. Они все разные, просто прилично зарабатывают. И абсолютно этим не кичатся… Нас связывают и общее понимание искусства, и их помощь театру, и по-настоящему искреннее общение. «Кусимовский театр» – это некий закрытый клуб. Не элитарный, конечно, а скорее, дружеский. Мы люди не сильно выпивающие, а собираться-то хочется и общаться. И вот кто-то предложил: «А что мы просто так встречаемся? Давайте дело найдем!». Вот и нашли. Я решил поставить шутки Чехова по трем его рассказам: «Медведь», «Юбилей» и «Предложение». И начались репетиции, то ночные, то утренние, люди ведь все занятые. Жены, боявшиеся за состояние желудков своих мужей, приносили чай в термосе, бутерброды. Шутки показали на сцене арендованного драмтеатра…».

Таким образом, увидела свет постановка «Жизнь прекрасна!» – кусимовский театральный первенец, жизненностью и оригинальностью оставивший далеко позади себя многие профессиональные, но шаблонные водевильные спектакли. Секрет успеха Сергей Пускепалис объяснил так: «Мы постоянно чему-то учимся друг у друга. Я такая поэтическая, творческая личность, они сильны своей практичностью. Однако же, подчеркну, очень любят театр. Наверно, «Кусимовский театр» – в чем-то идеальная модель социально-экономического устройства. Вроде простая вещь. А с другой стороны, и очень сложная».
«Новообращенным» в актеры одного раза показалось недостаточно. Они вошли во вкус. И через пару лет уже на сцене театра оперы и балета на суд зрителей был представлен спектакль Пускепалиса «Сцены из «Фауста» Гете – «Осенний бал Гретхен». Начиная действо, Сергей Витауто не без иронии проанонсировал его: «Город сегодня разделился на две части: на тех, кому повезло здесь побывать, и тех, кому будут рассказывать об этом». Можно ли было предположить, что последующие «сенсационные рассказы» в СМИ об этом событии, благодаря некоторым газетчикам, можно смело прокомментировать словами из детского мультфильма: «Ох уж эти сказочки… ох уж эти сказочники». Признаюсь честно, посмотрев тот потрясающий по энергетике, саркастично-ироничный «Осенний бал Гретхен», я знать не знала и ведать не ведала, какие страсти разгорелись вокруг него и лиц, в нем играющих. Выяснилось все, как всегда, совершенно случайно.
После недавней премьеры – спектакля «Номер седьмой» – я «пытала» одного из самых активных и креативных актеров «Кусимовского театра», директора ООО «Альфа Центр» Рафаэля Сайфумулюкова по поводу только что увиденного на сцене. Деликатно поинтересовалась у Рафаэля Абрековича: имели ли кусимовцы «право голоса» на свое видение постановки, могли ли вносить «рацпредложения» или все было подчинено «железной воле» режиссера? И вообще, легко ли они договаривались между собой «в процессе». «Да мы все переругались друг с другом за время репетиций», – со смехом поделился Рафаэль Абрекович. И по всему было видно, что даже препирательства между друзьями-товарищами им были «в кайф».
И вдруг Сайфумулюков выдал как на духу: «То, что мы делаем, возможно, авантюра. Но для нас главное – доставить положительные эмоции себе и своим близким. Реклама нам не нужна. И мы абсолютно правильно сделали, что не согласились на приглашение сняться в программе Андрея Малахова на Первом канале «Пусть говорят» и в других телевизионных шоу, на которые нас активно зазывали после статей о «Кусимовском театре», появившихся в центральной прессе. Ну, посмотрели мы потом «тематическую» программу Малахова. И кто стал ее героями? Мужчина, купивший для своей жены-актрисы театр, в котором только она «без страха и упрека» могла играть все главные роли. Или еще один гость, приобретший для своей подруги-певицы звукозаписывающую кампанию. В каком контексте были бы поданы там мы? О чем бы шел разговор? О том, что на сцене мы якобы рвали пиджаки от «Гуччи»?
Видя мое недоумение, Рафаэль Абрекович посоветовал: «Загляните в интернет. Обнаружите много любопытного про нас». Заглянула. Буйство фантазии иных авторов переходило все мыслимые границы. При этом, взяв за основу чью-то очевидную журналистскую «утку», каждый последующий считал своим долгом как можно в более смачных красках «дорисовать» свою отсебятину: «Закусывая водочку сочными аппетитными шашлыками, солидные люди вдруг выяснили, что когда-то мечтали о столичных подмостках, но жизнь сделала их преуспевающими бизнесменами. По возвращении с природы мужчины решили, что вместо новомодных развлечений типа сауны, охоты и горных лыж займутся постановкой спектаклей… Поняв, что доморощенный уровень их не устраивает, нашли профессионального режиссера в Москве. Заслуженный артист России Сергей Пускепалис согласился помочь южноуральцам». Прочитав подобный бред в одной солидной газете, я решила, что статья… всего лишь первоапрельская шутка редакции. Но нет, число значилось вполне «серьезное». Дальше – больше. Желтая пресса подошла к этой теме основательнее и снабдила материал уникальными подробностями: «Чтобы выглядеть на сцене изысканно и гламурно, миллионеры закупили самый дорогой грим и заказали театральные костюмы у Gucci. Причем, сами летали за ними в Лондон. (Костюмеры драматического театра им. Пушкина, наверняка, очень веселились, узнав, что костюмы из некоторых спектаклей нашей Драмы, любезно предоставленные кусимовцам администрацией театра, оказывается, были приобретены в Торговом Доме Гуччи. А за шмотками пришлось летать аж в Лондон. Представляю, как «возмущались» в театре: Не логичнее было бы приобретать вещи итальянского дизайнера, скажем, в Милане? – от авт).
Еще одна сентенция пробила на слезу умиления. Надо же, как бывает в жизни! Оказывается: «Вскоре после первой премьеры (на минуточку, прошло два года, – от авт.) богачи поставили пьесу Гете «Гретхен со шкатулкой». На протяжении вот уже четырех месяцев постановка собирает полные залы, а у каждого актера даже появились свои поклонники. Останавливаться на достигнутом «Кусимовская труппа» не собирается. Недавно они замахнулись на художественный фильм. Пускепалис предложил сделать магнитогорский вариант ленты «Полет над гнездом кукушки». Миллионеры согласились, только вот никак не могут выбрать претендента на исполнение главной роли». Как говорится, публика рукоплещет. Все в восхищении. Крики «браво» оглушают. Конечно же, все это точно про них – умных, ироничных, интеллигентных, образованных – людей новой формации, коими совершенно точно являются кусимовцы – «высосанные из пальца» сенсации желтой прессы. Впрочем, они не реагируют на подобные выпады в свой адрес, потому что согласны со строчками классика: «Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспаривай глупца».
Между тем, глубоко симпатизирующий кусимовцам начальник управления культуры городской администрации Владимир Досаев признался, что после одного из спектаклей самодеятельных актеров к нему подошел мужчина и весомо молвил, что, дескать, и среди жителей поселка Крылова, где он проживает, можно найти артистов ничуть не хуже. А потому, если Владимир Александрович подскажет ему телефончик какого-нибудь режиссера, то неизвестно еще, кто окажется круче. «Не понимает человек, – резюмировал Досаев, – что дело не в том, «кто круче». Ведь «Кусимовский театр» объединяет отнюдь не территориальная принадлежность, а коллектив существует не по «территориальному признаку». Эти люди связаны очень крепкими нитями дружбы – вот что главное. По-другому у единомышленников не бывает».

Русского писателя Аркадия Аверченко просто обожаю. Для журналистов его творчество, как кладезь: знай себе черпай, и пресыщения не наступает. Вот почему несказанно обрадовалась, узнав, что новая работа «Кусимовского театра» – «Номер седьмой» поставлена по мотивам рассказов Аркадия Тимофеевича. Впрочем, если это и «попурри», то весьма условное, потому что четкаю «хронологию» событий, описанных Аверченко в новеллах «Замечательный попутчик», «На практике», «Номер седьмой» (все они входят в сборник «Сердце под скальпелем»), можно легко обнаружить и в постановке кусимовцев. Любимый труппой Сергей Пускепалис, как известно, нынче далеко. Из драматического театра ушел. Из города уехал. Теперь – в большом кино, но друзей на произвол судьбы не бросает. Вот и коллегу своего кусимовцам «сосватал» – очень интересного и самобытного режиссера из Челябинского государственного драматического Камерного театра Олега Хапова. Олег Александрович и нашим зрителям хорошо знаком, поскольку в Драме уже два года идет его щемящая постановка «Без правил». Хапов поначалу хотел сделать спектакль на современном материале – по пьесе одного из модных драматургов. Но Пускепалис, как всегда держа «руку на пульсе», предположил, что подобный «эксперимент» вряд ли окажется «в тему». А вот Аверченко будет в самый раз! На том и сошлись. Надо заметить, что Сергей Витауто отслеживал ситуацию дистанционно, живо интересуясь, «что, как и зачем». На тот момент он снимался в фильме на Чукотке, в такой глухомани, где не берет сотовая связь. Так он умудрялся звонить по спутниковому телефону. Последний такой звонок состоялся незадолго до начала спектакля, когда мандраж у кусимовцев стал настолько велик, что они едва справлялись с волнением. Разговор Пускепалиса с Рафаэлем Сайфумулюковым получился на редкость жизнеутверждающим. Сергей Витауто на пример «недорослей» из «Нашей Раши» дружески посоветовал: «Да вы успоко-о-о-ойтесь, я вам говорю. И у вас все получится». Кстати, одним из первых, кто поздравил «Кусимовский театр» с очередной премьерой, тоже был Пускепалис, приславший трогательную телеграмму своим друзьям.

…В свое время, собираясь написать очередной водевиль, Антон Павлович Чехов дал следующие указания режиссеру будущего спектакля: во-первых, на сцене должна быть сплошная путаница; во-вторых, каждая рожа (применительно к женщине, это, конечно же, лицо) должна быть характером и говорить своим языком; в-третьих, отсутствие длиннот; в-четвертых, непрерывное движение. Чтобы не получилось, как в том афоризме: «Иногда, только сойдя со сцены, можешь узнать, какую роль ты играл». «Номер седьмой» в этом отношении сделан в стилистике классического водевиля, как и «завещал великий Чехов». Смотрится действо на одном дыхании, играется легко, и все происходящее воспринимается только со знаком «плюс».
Спектакль, как мозаичное «полотно», состоит из нескольких сценок, соединенных в веселый узор, в который «вплетены» истории разных людей. Сюжет крутится вокруг неизбывной мечты представителей «мужеского пола» разного роду и племени найти эдакий волшебный ключик к сердцам дам, позволяющий соблазнять, увлекать, покорять, располагать к себе буквально с первой же минуты знакомства. Тем более что кавалеристский наскок или прекраснодушная прямолинейность из серии: «Я привлекателен. Вы чертовски привлекательны. Чего зря время терять?», действуют на прелестниц отнюдь не всегда. Вот и мучаются, бедолаги, по ходу действия, пока один многоопытный товарищ не знакомит их с такой беспроигрышной (по его мнению) вещью, как «Кодекс волокитства». Пунктов в нем семь, но «ликбез» удается провести только по первым шести. Но оказывается, что ни первый – примитивный вариант, ни второй – грубый, ни третий, замешенный на равнодушии с пренебрежением, ни четвертый, означающий заботу и предупредительность, ни пятый, провоцирующий ревность, ни шестой, основанный на роке и предопределенности, ровным счетом ничего не меняют в их отношениях с дамами и они терпят фиаско вновь и вновь. Видимо, все дело в загадочном седьмом номере, оставшемся для них неизвестным, решают «искатели приключений». Пока… пока сердце не подскажет им, что единственно верный и действенный способ найти ключик к женщине – это полюбить ее. Любовь всегда на первом месте, даже, если и значится под цифрой семь.

Директор ООО «Альфа Центр» Рафаэль Сайфумулюков; директор ЗАО «два товарища» Андрей Фролов; директор ООО «ТЭК ММК» Николай Шилов и его очаровательная супруга Екатерина; директор ООО «Камни Урала» Павел Бутов; роскошная Юлия Глотова, директор ООО «Русская метизно-металлургическая компания» Константин Веремеенко; директор ООО «ПромСтройСнаб» Дмитрий Петров и его утонченная жена Марина – эти девять человек (а большинство их них было задействовано в спектакле в двух ролях) были так органичны в предлагаемых обстоятельствах, что слова: «Какая чудная игра!» – будут самым скромным комплиментом, которого они достойны. После спектакля «герои вечера» находились в центре внимания. Для них исполняла ретро-шлягеры замечательная челябинская группа «ИН КЭШ», под живое сопровождение которой Рафаэль Сайфумулюков спел лирическую песню из репертуара Юрия Антонова «Гляжусь в тебя как в зеркало», окончательно покорив всех присутствующих. Ведущий вечера Александр Яковлев объявлял победителей в той или иной номинации (а-ля театральный «Оскар», только в шутливом варианте) – подобная «раздача слонов» уже стала традицией в «Кусимовском театре». Хореограф спектакля Валерия Войтова пригласила на танцпол одну из пар своего коллектива, достойную конкуренцию которой составили Екатерина и Николай Шиловы. Всевозможные конкурсы, признания, откровения сыпались как из рога изобилия. «Послевкусия» еще не наступило, а потому в беседах кусимовцы то и дело вставляли цитаты из спектакля. … Настоящая любовь, как известно, встречается не часто. Но настоящая дружба встречается еще реже. Дай бог, чтобы дружба кусимовцев становилась только крепче. А новые творческие идеи и впредь находили «выход». Ведь именно «искусство способно смыть с души пыль повседневной жизни». Тот, кто любит театр «давно и основательно», не сомневается в этом.

№1: Любовь или Ананке? (Кодекс волокитства) – женщинам читать рекомендуется! Это не тонкая столярная работа, а если можно так выразиться – грубая, плотничья. Говорится просто: «Сударыня! Жизнь так прекрасна, надо торопиться. Второй раз молодости уже не будет. Надо ловить момент! Мы оба молоды и прекрасны – пойдемте ко мне на квартиру. Номер первый – это базарный грубый вариант для первых встречных дурочек.

№2: Ошеломляющая грубость. Вы говорите: «Послушайте, ну что там ломаться, ведь я знаю, что я вам нравлюсь. Вы сейчас же должны меня поцеловать, слышите?» Тут даже уместен переход на «ты». «Мы, миленькая, я вижу, одного поля ягоды, а если ты будешь кочевряжиться, то мне недолго тебя и придушить. Иди же сюда, пока я не оттрепал тебя хорошенько!». Это так называемая работа «под апаша», и ее может недурно провести самый благомыслящий почтенный человек, который в другое время мухи не обидит. Увы! Женщина чаще, чем думают, любит свирепые страсти.

№3: Равнодушие, смешанное с пренебрежением. Вы стараетесь говорить женщине все время колкости и, вообще, подчеркиваете, что она самая ординарная натура, которых вы видывали сотнями. Ничто так не разжигает женщину, как это. Она в слепой злобе сейчас же захочет показать, что она не такая, захочет покорить столь строптивого мужчину, такая победа кажется ей сладкой. И вот уже она бьется, бедненькая, в расставленных вами сетях.

№4: Исключительная заботливость и предупредительность. Подчеркивается, что вы знаете обычаи света, и если берете ее за руку после десяти фраз и целуете, то это якобы простая фамильярность. Номер четвертый основан на том, что все ваши подходы и любезности как будто кем-то где-то уже установлены, и против них нельзя возражать, боясь прослыть смешной и синим чулком. Тем более что предыдущая заботливость и предупредительность обязывает к снисходительности. К номеру четвертому существует небесполезное примечание: «Полезно при первой встрече принять вид человека, остолбеневшего от удивления и восторга перед красотой обрабатываемого объекта. Можно быть даже неловким от смущения, в первый момент это всегда прощается».

№5: Действие на ревность – это уже так избито, что и комментировать не нужно. Приемы старые, как мир. Вы или делаете вид, что разговариваете с кем-нибудь по телефону, или, якобы случайно, роняете на пол какое-нибудь письмо от женщины, схватываете и рвете на мелкие кусочки. Нужно только остерегаться проделывать этот прием со счетами от портных и обойщиков, потому что на одном из подобранных впоследствии клочков может оказаться кусок гербовой марки...

№6: Начинается уже более тонкая деликатная работа. Прием с «чем-то роковым, что предопределено», требует известной интеллигентности и чутья. Подходить нужно издалека. Вы спрашиваете: «Послушайте, вам не кажется странным, что нас судьба свела вместе? Вы знаете, что такое Ананке?» Вы молчите долго-долго, а потом начинаете говорить каким-то глухим, надтреснутым голосом, будто издалека: «Все на свете предопределено роком, и ни один человек не избежит его. Если человеку что и дано в этом случае – так только знать иногда заранее об этом роковом предопределении... дано чувствовать неизбывную силу руки Ананке»... Тут вы наклоняетесь к самому ее лицу и шепчете с горящими таинственным светом глазами: «И вот, я чувствую всеми своими фибрами, что эта встреча для нас не окончится простым знакомством, что мы предназначены друг другу. Может быть, вы будете бороться, будете стараться убежать, но ха!-ха!-ха! – это бесполезно. От Ананке еще никто не убегал. Сопротивляться? О, неужели вы не слышите таинственно гудящего сверху рокового колокола: Поздно! Поздно! Поздно! К чему же тогда борьба? С Ананке не борются!». Ну, конечно, бедняжка, видя, что раз уж так где-то решено и что борьба бесполезна, сама заражается духом мистического начала и подходит к вожделенному концу. Ловко?

текст: Наталья Романюк
фото: Игорь Лагунов

 

п»ї