Вот и еще один учебный год закончился. Для начальника управления образования городской администрации Александра Хохлова – первый в этой должности. Каким был этот год для учреждений образования нашего города? Чего больше принес – достижений или проблем? Как общеобразовательная система выдерживает испытание на прочность экономическим кризисом? И как будет развиваться дальше в новых непростых экономических условиях? Но самый актуальный вопрос для выпускников и их родителей – особенности ЕГЭ-2009, который с этого года становится обязательным на всей территории России.
Style образование

О кризисе думать некогда

- Александр Викторович, поскольку Челябинская область первой включилась в эксперимент по проведению ЕГЭ еще в 2001 году, особых сложностей не предвидится?
- В этом году ЕГЭ сдают 2473 выпускника – меньше, чем в прошлом году, а всего – 2550 человек: мы принимаем единый госэкзамен еще и в профессиональных учебных заведениях, и у выпускников прошлых лет. Опыт накоплен немалый, и образовательная система за эти годы трансформировалась. Но теперь ЕГЭ проводится в штатном режиме, а это повышает ответственность. Увеличивается количество экзаменов. А для выпускников изменения выражаются в том, что не будет так называемого «второго потока» в июле в вузах. Такое право осталось только у некоторых столичных вузов. И еще для выпускников прошлых лет.

- Копья по поводу целесообразности единого госэкзамена больше не ломают?
- Внутренне неприятие у части педагогов осталось. На форумах в Сети есть мнения и наших учителей. Это нормально. Но они понимают, что при всех недостатках такой системы оценки знаний она достаточно объективна и исключает личные симпатии и антипатии учителя. Сдав один раз ЕГЭ, можно обеспечить себе поступление в вуз. Хотя конкурсы вынуждают их трансформировать количество баллов и устанавливать свой проходной порог. Противоречие в том, что система образования базируется на традиционных подходах, методах и приемах, а оценка результата - на иных. Выход один: готовя школьников к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, надо трансформировать систему образования, что и делается. Хорошо ли это – другой вопрос. Мы всегда заслуженно гордились отечественной системой образования. Но наши документы об образовании не особо котировались за рубежом. Столкновение старой системы образования и новых форм оценки результатов сочетать непросто.

- А как отразится на общеобразовательной школе демографический спад, пик которого ожидается к 2012 году?
- Демографическая «яма» будет. Но их уже было несколько в истории нашего государства. Это естественный процесс, и он регулируется – для того и существует наука демография. Мы готовимся к этому, полностью владеем информацией, сколько учащихся поступает в 1 класс, сколько выпускается. Да, в настоящее время число выпускников уменьшается, и эта тенденция будет сохраняться еще 3-4 года. Затем наступит стабилизация и рост. Уже сейчас прием в начальную школу увеличивается из года в год. В некоторых школах даже стоит вопрос об открытии второй смены. За счет начального звена, перераспределив учебную нагрузку, мы сохраним учительские кадры. Каждое учебное заведение имеет программу развития на перспективу, в том числе – с учетом демографической проблемы.

- Что ж, все это обнадеживает.
- Система образования, несмотря на ее традиционность, вынуждена идти в ногу со временем. Это и новые программы, и участие в конкурсах, грантах. Магнитка стала федеральной экспериментальной площадкой для апробации госстандартов второго поколения с совершенно новым подходом к содержанию образования. На предложение участвовать в экспериментальной работе откликнулись три образовательных учреждения. К сожалению, пока приостановлен прием документов на конкурс учебных заведений, реализующих инновационные программы (грант губернатора). Ждем решения области относительно учреждений, которые уже приготовили все документы на гранты.

- Как известно, назначение на этот пост свалилось на Вас в августе прошлого года как снег на голову….
- Оглядеться времени не было, включаться пришлось на лету. Сделать это было непросто, потому что я много лет был руководителем образовательного учреждения, а теперь пришлось войти в роль чиновника в образовании. Это совершенно другая позиция, другие подходы, другие управленческие решения и другого порядка проблемы.

- Как только раздвоение личности на этой почве не началось… За это время появилось собственное видение того, как следует выстраивать работу, планы на будущее?
- Система образования в Магнитогорске имеет замечательные традиции, которые нельзя было разрушить. Это мое кредо. Рушить проще. Но в образовании этого категорически нельзя делать. Это такая структура, где результат увидишь только лет через 10. Поэтому надо действовать очень осторожно, очень взвешенно. Не разрушая традиционной системы, двинуть ее выше. Кое-что, считаю, уже удалось, хотя время выпало непростое. Никак не мог ожидать, что окажусь в гуще экономических проблем, которые свалились на весь мир и нашу страну. В результате выстроенные планы и перспективы существенно трансформировались, ведь в сфере образования основополагающими являются финансовые возможности. А мы вынуждены были на треть сократить бюджет, чтобы обеспечить выполнение самых главных статей – заработной платы педагогов, питания учащихся, оплату коммунальных услуг. Но не вижу ничего трагичного в том, чтобы потерпеть какое-то время.
И в условиях кризиса можно добиваться результатов: в октябре прошлого года создан Центр повышения квалификации и информационно-методической работы, и он уже стал лучшим в Челябинской области среди всех методических служб. Учитель математики школы №5 Наталья Никифорова признана лучшим учителем года и будет представлять область в Москве. Второе место в области заняла педагог дополнительного образования центра «Содружество» Анна Сенчило, учитель школы № 33 Ирина Базуева победила в номинации «Педагогический дебют». Лучшая в области и наша дошкольная система. В связи с чем в марте будущего года, объявленного годом учителя, мы принимаем конкурс «Учитель года» Челябинской области.
В этом году среди победителей областных олимпиад как никогда много магнитогорских школьников: у них все призовые места по математике. Отличились и на российской олимпиаде. И не случайно областной августовский педсовет пройдет в этом году в Магнитке. Его тема – содержание образования, в том числе работа с одаренными детьми.

- Стало быть, лета у вас не будет?
- Не будет. Остро стоят сейчас вопросы безопасности детей, обеспечения питанием – изо дня в день растет количество детей, нуждающихся в льготном питании. Как обычно, необходимо качественно подготовить образовательные учреждения к новому учебному году. Надо удержать высокую планку по подготовке к Олимпиадам. Моя мечта – ввести новую систему оплаты труда педагогов, пока приостановленную решением губернатора. Некогда останавливаться и думать о кризисе.

текст: Лариса Коваленко

п»ї Зеленоград ксерокопия копировальные центры в зеленограде.