Почти 20 лет негосударственное образовательное учреждение «Арт» – одна из самых мощных и успешных частных школ в масштабах Магнитогорска и области. Сегодня трудно себе представить образовательное пространство города без этой структуры – по меньшей мере, оно было бы не столь оптимистичным. Уровень артовской подготовки, реализуемая здесь образовательная модель, стабильно высокий спрос на услуги школы – прекрасный аргумент в извечном споре о том, как надо образовывать детей и кто должен заниматься этим архисложным делом. Капитан большого корабля под названием «Арт» – Леонид Савинков. Доктор педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, член областного экспертного совета по реализации нацпроекта «Образование», член докторского диссертационного совета по педагогике МаГУ, блестящий педагог и оратор, успешный бизнесмен, талантливый руководитель, счастливый отец двух сыновей, яркий общественный деятель – этот человек обладает потрясающей харизмой, оригинальным умом и невероятной работоспособностью. Собственно говоря, всем тем, что необходимо для многолетней, многотрудной и, безусловно, успешной работы на ниве просвещения.
Style образование

«Арт»: классика жанра как формула успеха


– Леонид Августович, вы создавали «Арт» в то время, когда говорить о платном образовании считалось чем-то почти неприличным, а частная школа многими воспринималась как организация, продающая детям «новых русских» аттестаты зрелости. «Болезнь роста» прошла, и все 20 лет существования НОУ «Арт» спрос на его услуги стабильно высок. Эдакий образовательный триумф… В чем секрет?
– Я бы не называл это триумфом. Просто мы на самом деле самая старая и крупная – около 4 тысяч учащихся – негосударственная образовательная система, которая востребована жителями города. Люди ведут сюда детей, готовы не один год платить деньги, значит, мы действительно нужны городу, значит, есть потребность в услугах именно этого учебного заведения. Рожденный в 1990 году, «Арт» занимал практически свободную нишу, да и родительская аудитория в начале 90-х была специфическая. Но, как ни странно, уже та публика понимала необходимость и значимость хорошего, качественного образования. Мы первые в городе, кто серьезно заговорил о предшкольной подготовке, предполагающей всестороннее развитие дошколят; мы одни из первых, кто запустил профильное образование в старших классах. Так что нет никакого особого секрета в нашей успешности: просто мы всегда на острие современной педагогической мысли, что дает возможность даже сегодня, в условиях жесткой, не всегда порядочной конкуренции, идти на полшага шаг впереди себе подобных.

– В этом смысле «Арт» ориентируется на традиционную или инновационную образовательную модель?
– Я бы, скорее, говорил об ориентации на традиции классической школы – и старой русской, и советской, и современной российской. Мы против импровизаций и спекуляций в образовательной политике. Мы не идем по пути новомодных, зачастую авантюрных введений. Что я имею в виду? Забавно было, когда некая городская школа, объявляя себя гимназией экономики и права, с первого класса начинает вводить такие дисциплины как экономика, банковское дело… Разве это нужно в первом классе? А во-втором, третьем, четвертом? Или когда вдруг профильные классы становятся уже совсем профессиональными? В этом смысле мы наследуем здоровые традиции. Родители на разных этапах обучения своих детей руководствуются, чаще всего, следующими соображениями. На дошкольном уровне – всестороннее развитие, адаптация, готовность к школе. В начальной школе – здоровьесберегающие условия, диалоговый учитель, возможности личностного роста, коммуникативные возможности (компьютер, иностранные языки). В средней школе стабильность учебного процесса, организация соревновательности (конкурсы, олимпиады), академическая успешность. В старшей же школе нужна разнообразная профилезация, но при обязательном условии – наличие учителя-предметника высочайшей квалификации; и, конечно же, готовность продолжить обучение на ином качественном уровне.

– Один из возможных вариантов прочтения слова «Арт» в качестве аббревиатуры – Академия разума и творчества. Нет ли здесь намека на некий рецепт создания «человека успешного»?
– На самом деле «Арт» – это не аббревиатура. На языке многих народов это слово обозначает искусство, ремесло. А ведь что такое хороший педагог? Это ремесленник в хорошем смысле слова, потому что он мастер, и, конечно же, артист, потому что без элементов артистизма выходить на детскую аудиторию просто невозможно. Что касается разума и творчества, то, безусловно, это составляющие успеха. На сегодня успешный человек – это человек интеллектуально богатый, много и разносторонне знающий (пусть даже на уровне дилетантизма), профессионально подготовленный и востребованный. Кстати, сегодняшние экономические реалии диктуют свои законы – в условиях кризиса на рынке востребован не узкий («специалист всегда подобен флюсу – он всегда однобок» – Козьма Прутков), но полифонический специалист.

– К вопросу о творчестве: чтобы вырастить одаренного ученика, нужно быть одаренным учителем…
– Вариант, о котором я говорил выше, работает не только применительно к некой модели выпускника, но и применительно к человеку, работающему с учениками. То есть, разумный и творческий – вот, может быть, та ипостась педагога, которая дает ему возможность называться Учителем. Главное богатство артовской системы – профессионалы и фанаты своего учительского ремесла, а бесценный опыт передается новичкам в школе педагогического мастерства.

– А что есть сегодня успешный ученик?
– Прежде всего ученик, подготовленный к жизни. Сверхзадача школы – научить учиться, дать четкую ориентацию на продолжение образования, поскольку средняя школа – первый, важный, но не главный этап в образовательной цепочке. Это шаг к дальнейшему обучению, получению высшего образования, профессии. Ребенок – благодатный материал, с которым надо уметь работать. При правильном подходе, правильной организации образовательного процесса можно гарантированно вырастить приличного ученика, в конечном счете, успешного человека.

– Вы один из организаторов конкурса «Лучший предпринимательский проект молодежи». Предпринимательская подготовка для ребенка – это тоже одна из слагаемых его успешности?
– Конкурс был инициирован Попечительским советом развития образования города Магнитогорска, которым ваш покорный слуга руководил с 2001 по 2006 год. Кстати, сегодня конкурс имеет статус областного. Смысл предельно простой: необязательно становиться предпринимателем – из всей массы желающих реально успешными бизнесменами становятся 5-8%, но предприимчивым человеком быть необходимо, и не важно, чем ты будешь заниматься потом – медициной, педагогикой, торговлей или политикой. «Изюминкой» конкурса стала обучающая основам предпринимательства организационно-деятельностная игра выездной образовательной смены «Трасса». Молодежь учится главному – умению презентовать и отстаивать собственные проекты, слушать и вести диалог, рождать и воплощать бизнес-идеи.

– Какие проблемы образования вы считаете сегодня самым актуальными?
– На самом деле их масса. Проблемы административного давления и недобросовестная конкуренция. Многое упирается в деньги – хорошее образование стоит больших денег, а средняя и высшая школа по-прежнему финансируется по остаточному принципу. Не менее серьезные проблемы возникают в результате постоянных попыток реформировать систему образования сверху. Как результат – бюрократические манипуляции с игрой в объединения и разъединения, смена вывесок. Для чиновников это реформы, для педагогов – бессмысленная суета. Школа сегодня обязана дать качественное образование в рамках госстандарта, базового минимума. Но при этом соответствовать возрастающим запросам родителей и детей. В городе полтора-два десятка очень приличных школ, где действительно дается наряду с базовым качественное дополнительное образование. Но ведь в Магнитке более 60 школ! И очень часто обучение организуется формально: если в старшем звене должно быть профильное образование – оно будет. А есть ли потенция у педагога углубленно или расширенно давать свой предмет? Конечно, это прежде всего государственная проблема, достойная зарплата могла бы стать весомым аргументом для талантливого выпускника вуза, и он пришел бы работать в школу, а не в модный бутик. Но это и повод для родителей более внимательно отнестись к образованию ребенка, вести его не просто в здание с вывеской «школа», а туда, где достойно образовывают.

п»ї