Прошедший январь для нового начальника ГИБДД Магнитогорска Андрея Мелехина был отмечен значимым событием. Ровно 20 лет назад, уволившись из рядов Вооруженных Сил СССР, вчерашний солдат-срочник пришел работать в милицию, в подразделение Госавтоинспекции УВД Магнитогорского горисполкома.
Style Эксклюзив

«УЧИТЬСЯ УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА»

В дорогу и машины он влюбился в армии – служил водителем. Забайкальский военный округ, Сибирь, необъятные просторы, автобаны, федеральная трасса «Байкал» – плюс великий Транссиб. Неудивительно, что вернулся в Магнитку с мечтой стать дальнобойщиком. И связал-таки судьбу с трассами и автомобилями – но как сотрудник ГАИ.
Сегодня этот шаг кажется почти случайным. Да и общая ситуация вспоминается с изрядной долей здорового юмора: 1989 год, талонная система, без отметки военкомата домоуправление не выдавало талоны – на колбасу, масло, сахар. Чтобы поставить эту самую отметку, уволенным из армии нужно было прийти на обязательную беседу в одно из подразделений милиции города. Как раз тогда в Магнитогорске проходила реорганизация взвода ДПС в отдельную роту ДПС ОГАИ УВД, и люди, получившие водительское удостоверение в армии, были на вес золота. В общем, после беседы в ГАИ Андрей посоветовался с родителями и решился: буквально на следующий день заполнил соответствующую анкету. Отучился в Челябинском учебном центре, в качестве стажера отработал на линии, присмотрелся к профессии и 25 января 1990 года получил удостоверение – именно в этот момент, уверен подполковник Андрей Сергеевич Мелехин, и началась его сознательная жизнь и карьера сотрудника милиции.
В то время в милиции служили замечательные люди, - вспоминает Мелехин. – Начальник ГАИ Геннадий Алябьев, его заместитель Анатолий Ефименков, командир роты Рафик Кейян, заместитель командира по политчасти и личному составу Александр Емельянов, командир отдельного взвода ДПС Анатолий Шивцов. Штат сотрудников городской ГАИ был совсем небольшой: три дежурные смены по три сотрудника, один офицер в службе, Отдельный взвод ДПС – всего 42 человека, инспекторский состав ДПС – сержанты и старшины. В районных отделениях ГАИ штат сотрудников составлял 5 человек.
Теперь в зоне ответственности подразделения, руководителем которого назначен Андрей Сергеевич, 984 км городских автодорог, включая поселки Приуральский и Молжив. Автопарк Магнитки и прилегающих к городу территорий (Кизил, Агаповка) – это ни много ни мало 128 тысяч единиц автотранспортных средств.

ПИК ПРОШЛИ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ
В ноябре 2009 года в Москве прошла Первая всемирная конференция по безопасности дорожного движения. 1,5 тысячи депутатов – представители 150 государств – разбирались в причинах мировых ДТП и пытались разработать общие для всех стран меры по обеспечению безопасности на дорогах. О том, что проблема давно стала глобальной, говорят цифры: ежегодно на планете погибает население целого города – более миллиона человек, причем, как правило, речь идет о людях наиболее продуктивного возраста 25-ти – 45-ти лет. Жертвами ДТП ежедневно становится около 700 детей. В 2009 году на российских дорогах произошло около 168 тысяч ДТП, в которых 21,3 тысячи человек погибли и 212,5 тысяч были ранены.

Андрей Сергеевич, с 2006 года в стране действует федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2012 года. Но, несмотря на некоторое снижение числа аварий, мы по- прежнему, впереди планеты всей. По идее, основная задача программы – снизить уровень аварийности, тяжесть последствий в дорожных авариях. Внесены изменения в ПДД, жестче стали наказания за нарушение ПДД, выше штрафы. Заметны ли результаты?
Конечно. Поясню почему. В нашем городе была принята местная муниципальная программа, разбитая на два этапа: 2006-2007 гг. и 2008-2011 гг. Цель первого этапа – повышение правосознания, формирование негативного отношения к нарушителям, то есть подготовительная. Была попытка призвать граждан к порядку, но увы… На втором этапе основное внимание было направлено на оснащение подразделений ГИБДД материально-техническими средствами и создание безопасных условий движения для пешеходов. Действительно, с изменением законодательства ситуация стала меняться. Благодаря принятию ФЗ № 210 стало возможным привлечь нарушителей к административному аресту на срок от суток до 15-ти, например, за вождение автомобиля без прав. Представьте: по итогам прошлого года административному аресту подверглись 1217 человек! Сотня нарушителей ежемесячно попадает в спецприемник. К тому же в 2009 году вступила в силу ст. 264 УК, которой предусмотрены реальные сроки до 9 лет лишения свободы за нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекших тяжкие последствия. То есть ответственность за преступления, совершенные в области обеспечения безопасности, ужесточается. Это значит, что время внушений и предупреждений закончено.

Хорошо. Ужесточили наказания, ввели систему видеофиксации, оснастили личный состав бортовыми компьютерами. Аварий на дорогах стало меньше?
Да, меньше. Но хочется еще меньше. Пик аварийности пришелся на 2004-2005 годы. В прошлом году впервые за много лет мы констатируем снижение общего количества ДТП на 8%: если в 2008 году зафиксировано около 15 тысяч аварий – 14 961, то в 2009 году их было 13 648. И это несмотря на увеличение общего вала происшествий, который возник после введения ОСАГО! Если раньше люди часто договаривались на месте, то теперь из-за каждой царапины вызывают страховщиков. К счастью, за последние 3 – 4 года снизилось количество ДТП с пострадавшими: 689 человек в 2008 году, 668 в 2009-м. Снижение небольшое, всего 3%, но стабильное. А вот число погибших за последние два года не изменилось: 39 человек в 2008, столько же в 2009-м. На 2% снизился детский травматизм: в 2008 году ранены были 89 детей, в 2009-м – 87, причем число ДТП по вине детей все меньше. Словом, небольшая, но стабильна тенденция к снижению аварийности есть. Собственно, сокращение количества погибших и раненых в ДТП и было основной задачей федеральной целевой программы.

Насколько оптимально организовано движение транспортных и пешеходных потоков в городе?
Это очень серьезный вопрос. Ясно, что без создания нормальных условий для движения транспорта и пешеходов, без внедрения современных средств технического регулирования нельзя говорить о гарантии безопасности. Например, в прошлом году провели владельцы ремонт светофорных объектов с увеличением диаметра линз, поставили светодиодные линзы. Часть старых отечественных машин в автопарке ГИБДД была заменена автомобилями «Форд», появились приборы, которые позволяют сотруднику вести наблюдение за ситуацией на дороге и оперативно получать информацию непосредственно из патрульной машины. Конечно, это повысило качество контрольно-надзорной деятельности. За последние четыре года автомобилизация достигла пика, транспортные потоки увеличились, а развязки остались прежние. Были приняты меры для снижения аварийности: в течение только 2007 года было построено 9 светофорных объектов, в том числе на участке Шоссе Космонавтов-Полевая, на перекрестках улиц Советской и Грязнова, Советской-Сталеваров, Калмыкова-Сиреневый. Замощение трамвайного полотна на перекрестке Ленина-Грязнова, расширение дороги до 4 полос увеличило пропускную способность – помните, какие там пробки были? К сожалению, в 2009 году из-за отсутствия финансирования и сворачивания инвестиционных программ появился лишь один светофор на Т-образном пересечении улиц Советская-Правды.

ДОРОЖНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
Как-то уже неприлично кивать на кризис и отсутствие денег. И все же: о капитальном строительстве, видимо, мечтать в наступившем году не стоит?
Бюджет города не настолько велик… В 2009-м был запланирован капитальный ремонт улиц Б. Ручьева от пр. Ленина до Галиуллина, пр. К. Маркса от Грязнова до Сталеваров, Советской от Грязнова до Сов. Армии, но так и не состоялся. Вообще, нужен комплексный подход к улично-дорожной сети. В 2010 году запланирована установка искусственных дорожных неровностей, замена знаков, разметка дорог, развитие беспересадочного трамвайного движения с юга на север по ул. Советской, проведение ямочного ремонта дорог.

К вопросу о безопасности дорожного движения. Давно идут разговоры о необходимости подземных переходов, двухуровневых развязок, пятого моста…
В прошлом году проект пятого мостового перехода был согласован, определены этапы строительства. Первый – подъездные пути со стороны Челябинска, второй – со стороны города, третий – водная гладь. Началось проектирование подземных пешеходных переходов на основных магистралях города: Ленина-Грязнова, К.Маркса-Завенягина, К.Маркса-Грязнова. Разделение транспортных и пешеходных потоков снизит аварийность. На последней видеоконференции, которую проводил полномочный представитель президента в УРФО Николай Винниченко, первый заместитель губернатора области Андрей Косилов обратился к представителям федеральных ведомств с просьбой помочь средствами, принять долевое участие в строительстве двух подземных переходов в Челябинске и трех в Магнитогорске. Конечно, проект сложный, дело не одного года, но если речь об этом идет на таком уровне, думаю, все получится. Что касается двухуровневых развязок, то опять все упирается только в финансирование.
Если говорить о реальных работах, то сейчас принимается решение о строительстве светофорных объектов на пересечении ул. Суворова-Правды, Вокзальной-Автомобилистов, Ворошилова-Труда. Выделено около 80 млн рублей на систему «Безопасный город»: она позволит вести живое видеонаблюдение за ситуацией на дорогах, будет способствовать профилактике правонарушений, позволит снизить уровень уличной преступности.

Эдакая перестройка принципов работы?
В глобальном смысле – это реорганизации системы МВД, изменения функций органов внутренних дел, структуры подразделений. Перемены уже начались. На последней видеоконференции начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов указал, что наша главная задача – уйти от палочной системы. Именно этот путь наиболее эффективен для сохранения жизни и здоровья людей. Речь идет и о пересмотре системы оценки работы подразделения не по количеству выявленных нарушений, а по количеству совершенных ДТП на обслуживаемой территории, например. И это количество нужно анализировать: что стало причиной? Разгильдяйство и человеческий фактор? Либо условия движения не были максимально комфортными? Сотрудник ГИБДД должен не только привлекать к ответственности нарушителей и собирать штрафы, но и реально помогать людям, попавшим в затруднительное положение, разобраться в сложной ситуации, подсказать, что делать. Кроме того, сотрудник должен нести персональную ответственность за все, что происходит на маршруте, вплоть до состояния знаков, тротуаров и пешеходных дорожек.

Госавтоинспекция – это подразделение милиции общественной безопасности УВД. Сегодня структура подразделения ГИБДД по г. Магнитогорску включает в себя отдел ГИБДД УВД, отдельный батальон ДПС отдела ГИБДД УВД, МРЭО ГИБДД УВД, три районных отделения ГИБДД. В целом штат сотрудников – 256 человек.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИЧНОМ
Слова о персональной ответственности в устах Мелехина совсем не пустое сотрясание воздуха. Кажется, за 20 лет давно пора бы привыкнуть к трагедиям, но он пропускает каждую через себя: «Выезжая на тяжкие происшествия, невольно становишься участником восстановления справедливости – речь идет и о чести мундира, и об ответственности, возложенной государством. Но даже не в этом дело. Тяжело, жутко, страшно, когда гибнут или получают увечья дети». Отец 17-летней Марии и шестилетнего Арсения, он как никто другой знает, что правила дорожного движения действительно написаны кровью, и уверен: соблюдение ПДД – это культура поведения, которую родители могут и должны воспитывать в детях только на личном примере.

Остается время на воспитание детей?
К, сожалению, мало. Работа отнимает 12-13 часов в сутки, не получается по- другому. Маша студентка МаГУ, Арсений ходит в гимназию, занимается плаванием. Постоянно чувствую какую-то свою вину, особенно перед сыном: кажется, что уделяю ему очень мало внимания. Горжусь своей женой, потому что она порядочный человек и у нее достаточно мудрости женской и терпения, чтобы поддерживать меня, особенно в трудную минуту. Благодарен ей за то, что она взяла на себя проблемы воспитания. Дети – наша самая главная инвестиция. Главное, чему я стараюсь научить их, – оставаться людьми в любых ситуациях, чтобы иметь право смотреть в глаза окружающим честно и открыто. Сегодня так мало нравственных ценностей – сказывается идеологический провал последних десятилетий. На первом плане материальные блага, и это проблема современного общества. Думаю, мы придем к возрождению, снова научимся уважать друг друга, перестанем быть черствыми и безразличными, дети будут расти хорошими людьми, мы станем гордиться ими, а они – нами. Благодарен родителям, дай Бог им здоровья. Я-то для них по-прежнему сын, хоть в погонах, хоть без них. С вытекающими отсюда последствиями (смеется…)

А кроме порядочности что цените в людях?
Честность и справедливость. Настоящий мужчина не боится сказать правду, даже если она кому-то не нравится, не поступается принципами, не подстраивается под людей и обстоятельства, умеет отстаивать свою точку зрения.

Вряд ли у вас есть время на хобби…
Напротив! Мое хобби – это спорт. Я в детстве серьезно занимался спортивной акробатикой, потом боксом. Теперь четыре дня в неделю хожу на тренировки вместе с руководителями и сотрудниками подразделений милиции: занимаемся плаванием, играем в футбол, волейбол, хоккей. Спорт реально дисциплинирует, заставляет грамотно планировать дела и распоряжаться временем. Я считаю, что мужчина должен быть физически крепким, уравновешенным, иметь холодную голову и трезвый ум. Нужно давать адекватную оценку своим поступкам: если сделал что-то неправильно, имей мужество признать это!

Все мы участники дорожного движения. Не как руководитель ГИБДД, а как неравнодушный человек, имеющий огромный опыт работы на дороге, скажите: что нужно, чтобы как-то изменить ситуацию?
Несмотря ни на что – стресс, суету, усталость, – уважать друг друга, причем мера уважения не должна зависеть от стоимости транспортного средства. Даже если кто-то в силу своей глупости или отсутствия опыта сделал что-то не так на дороге, нужно иметь в себе силу уступить. Аварийность не снизится, пока мы не научимся нормальному человеческому отношению друг к другу.

текст: Юлия Улиткина
фото: Игорь Лагунов

п»ї