С принятия депутатским корпусом Магнитки концепции стратегии развития города до 2020 года и ее важной составляющей – нового генплана – прошло два года. В сфере жилищного строительства серьезное место план отводит одноэтажной и малоэтажной застройке. Поселки-спутники в пределах городской черты – это и комфортные условия для проживания, и отличная возможность разгрузить центр и городские магистрали. Как идет реализация проектов по коттеджным поселкам? Сколько их всего на карте города? Какие уже на стадии строительства, какие пока только в перспективе? И каких подвохов со стороны застройщиков следует опасаться потенциальным собственникам? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Магнитогорска Дмитрий Марус.

Style жизни

ГОРОД ПОСЕЛКАМИ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ

Дмитрий Владимирович, сначала хотелось бы представить Вас нашим читателям. Где работали до назначения на должность начальника управления архитектуры и градостроительства? Какое у Вас образование?
Коренным Магнитогорцем назвать себя не могу. Родился в Челябинске в 1974 году. После школы поступил в военный институт в Санкт-Петербурге. Дальше была служба на Тихоокеанском флоте, но в военных не задержался. В 90-ые флот испытывал серьезные трудности, поэтому я вернулся в Челябинск и сменил поле деятельности, получив строительное образование. Несколько лет проработал в областном центре в области контроля строительного процесса и в марте 2007 получил предложение из Магнитогорска возглавить отдел градостроительного контроля в управлении архитектуры и градостроительства администрации. Ну а дальше – должность заместителя начальника, и с 31 марта этого года утверждение на посту руководителя.

Все-таки пять месяцев непродолжительный срок, чтобы говорить о серьезных изменениях. Но если стратегически: изменилась ли с приходом новой команды градостроительная политика или же Вы за преемственность? В чем Ваши личные приоритеты?
Скажу так. Что-то кардинально ломать – нет необходимости. В управлении достаточно профессионалов, поэтому в плане кадров, за редкими исключениями, я за преемственность. Но в административном плане не хватало более жесткой, что ли, конкретной линии для эффективного решения задач. Мы начали выстраивать новую схему, чтобы минимизировать непосредственный контакт заявителей с исполнителями. За счет этого сам собой отпадает субъективизм при принятии решений, которого в принципе не должно быть во взаимоотношениях чиновника и горожанина. Все должно быть четко, на законном основании. Большая работа началась по повышению информационной открытости. Еще весной мы запустили в работу на сайте администрации интерактивную карту Магнитогорска. На неё нанесены земельные участки, предназначенные для застройки – свободные, занятые, арендуемые. Горожанину достаточно зайти на сайт для получения нужной информации, а прежде приходилось выстаивать очереди. Это лишь часть большой программы по информатизации. Вопрос ближайшей перспективы создание «личного электронного кабинета». Повторю: главная цель всех мероприятий – снижение волокиты и устранение самой возможности решить вопрос в обходе регламентов и законов.

С принятия депутатским корпусом Магнитки концепции стратегии развития города до 2020 года и ее важной составляющей – нового генплана – прошло два года. В сфере жилищного строительства серьезное место в нем отводится одноэтажной и малоэтажной застройке. Какие здесь есть нюансы, которые необходимо учитывать при претворении планов в жизнь?
Реализация утвержденного генплана – это достаточно сложный и длительный процесс. Объемы нового жилищного строительства напрямую зависят от обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, от их последовательного финансирования, проектирования и строительства, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств инвесторов, застройщиков. И очевидно, что качество реализации генплана зависит от всех участников градостроительной деятельности: администрации города, проектировщиков, владельцев земельных участков, инвесторов, застройщиков, депутатов городского Собрания, а также от муниципальных предприятий города, в чьем ведении находятся инженерные сети.

Дмитрий Владимирович, в связи с этим вопросы: заложено ли строительство инженерных коммуникаций, дорожной сети и всей социальной инфраструктуры в коттеджных поселках в генплан города? Оговорены ли сроки строительства? Или же это отдано на откуп застройщикам? Но насколько потенциальные покупатели земельных участков могут доверять их обещаниям?
Территории малоэтажной жилой застройки в городе в настоящий момент формируются и застраиваются по-разному. С начала девяностых годов возводится Западный-1, активно развивается Западный-2, ряд некоторых территорий передан для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Это территории малоэтажной жилой застройки Южный посад, земельные участки по шоссе Дачному, Западный -3, территория в районе коллективного сада «Ремонтник». Сделано это в целях решения проблем по инженерному обеспечению территорий, как например это было и есть в Западном-1, территория которого, к сожалению, комплексно не застраивается.
Сроки строительства на таких территориях определяются договорами аренды земельного участка, заключенными арендаторами с администрацией города. В южной части города земля принадлежит собственникам: территория бывшего АОЗТ «Радужный» поделена на паи, которые были приватизированы и проданы работниками совхоза. Договор о комплексном освоении территории в целях жилищного строительства на эти земли с администрацией города не заключался, земельные участки под жилую застройку не выделялись. И застройщики этих территорий должны осознавать, что освоение земельных участков – а это не только строительство домов, но и создание всей коммунальной инфраструктуры – напрямую зависит от сроков инженерного обеспечения территорий, от финансирования этих работ, а также изменения целевого назначения земельных участков.
Следует также иметь в виду, что земельный участок ДНТ «Благодатный» находится за городской чертой Магнитогорска, на землях Агаповского муниципального района. И генеральный план города Магнитогорска не предусматривает освоение этой территории.

Что предпринимает городская администрация для того, чтобы ускорить это так называемое освоение земельных участков? И обладает ли она рычагами воздействия на недобросовестных застройщиков? Вообще, каков порядок?
Управление архитектуры и градостроительства администрации города в этом году проводит большую работу по подготовке проекта планировки территорий малоэтажной жилой застройки, расположенной в западной и южной части города. Делается это с целью выделения элементов планировочной структуры. Это кварталы, микрорайоны, установление так называемых «красных линий», размещение перспективных улиц, дорог, инженерных коммуникаций, объектов соцкультбыта, максимального сохранения существующих зеленных насаждений. Проектирование осуществляется в соответствии с утвержденным генеральным планом города. По окончании этой работы будут организованы и проведены публичные слушания по проекту планировки. В установленные сроки Постановление администрации города будет опубликовано в газете «Магнитогорский рабочий», и жители смогут ознакомиться с проектом планировки и направить свои предложения и замечания по проекту в комиссию по землепользованию и застройке города или в управление архитектуры и градостроительства администрации города.
В декабре прошлого года депутатами была утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Магнитогорска на 2010-2015 годы. Документ предусматривает строительство общего хозяйственно- фекального коллектора от Западного-1 до улицы Зеленый лог вдоль проектируемой кольцевой дороги.
Через ваш журнал хотелось бы обратить внимание инвесторов, застройщиков, проектировщиков вот на что. Как одно из приоритетных и перспективных направлений развития сферы жилищного строительства Министерством регионального развития РФ выбрано формирование нового сегмента строительства малоэтажного жилья экономического класса. Делается это с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем доходов. Разработаны и утверждены методические рекомендации по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета. Привлечение бюджетных средств могло бы ускорить темпы малоэтажного жилищного строительства в нашем городе, ускорить темпы развития инженерной инфраструктуры на еще неосвоенных территориях.

текст: Пресс-служба администрации города

п»ї