Немногие из простых россиян, в особенности далеких от экономики, знают, что в России существует Национальный институт конкурентоспособности. Даже среди магнитогорцев, которые в силу объективных причин практически в полном составе могут считать себя людьми, весьма приближенными к этой общественной науке, таковых не особенно много. Однако каждый житель города металлургов почти с пеленок понимает, что от способности градообразующего предприятия успешно конкурировать на рынке зависит его жизнь. В самом прямом смысле.
Style жизни

ВРЕМЯ ПРИШЛО
Ребрендинг Магнитки вдохнет в город новую жизнь?


Некоторое время назад в Магнитогорске побывал Андрей Шестопалов, генеральный директор Национального института конкурентоспособности, cопредседатель Совета по национальной конкурентоспособности, эксперт Всемирного Банка, эксперт Комитета ГД РФ по промышленной политике, эксперт комитета СФ. Андрей давно занимается вопросами развития российских регионов. Он участвовал в разработке программ социально-экономического развития 17 регионов РФ, а также проектов долгосрочного и среднесрочного развития Москвы, Краснодарского края, Нижегородской, Томской, Сахалинской области. Признанный российский эксперт, в прошлом заместитель Германа Грефа, является автором серии открытых семинаров в Москве для руководителей и специалистов федеральных, региональных и местных органов власти, а также серии региональных семинаров для администраций субъектов РФ, в том числе «Стратегии регионального развития и новое поколение целевых программ социально-экономического развития региона», «Новый стандарт региональных стратегий. Лучшая практика стратегического планирования в Российской Федерации».
Шестопалов уже несколько раз приезжал в Магнитогорск, чтобы встретиться с представителями общественности города и градообразующего предприятия, что связано с его интересом к изучению проблем развития старопромышленных регионов: По его мнению, старопромышленным регионом является весь Урал и еще 80% России. Правда, сегодня в России, почему-то решают проблемы моногородов, к которым относиться и Магнитогорск. Однако моногорода – это всего лишь часть проблем, связанных с изменением технологических укладов в старопромышленных регионах. Проблема в том, что условием развития таких регионов, включая и моногорода, является изменение парадигмы своего развития, поиск и нахождение новых идей, новой энергии для развития. Преимущества старопромыдленных регионов очевидны — развитая физическая и социальная инфраструктура, наличие качественные трудовых ресурсов. С другой стороны, влияние глобальных рынков и зависимость от мировой конъюнктуры на производимую продукцию, зависимость от правил игры в глобальном масштабе. Магнитка очень сильно зависит от ценовым колебаний: если на рынке конъюнктура изменилась, то все жители города почувствуют это. Нужно понимать, что собственники предприятия находятся в очень жесткой конкурентной борьбе, развернувшейся даже не в России, а в мире. И огромный груз ответственности, который лежит на их плечах состоит в том, что любая ошибка тут же скажется самым прямым и печальным образом на жизни города.
По мнению Андрея Шестопалова, сегодня пришло время переосмыслить долгосрочное видение развития города и провести ребрендинг ММК и Магнитогорска. В России бренд – это способ выработать новое представление о себе и мире, возможность найти новые идеи для развития, – считает директор Национального института конкурентоспособности. – На мой взгляд, советская идея промышленного развития магнитогорского меткомбината как гиганта черной металлургии исчерпала себя, как минимум по двум основаниям: во-первых, потому что ММК сегодня уже глобальный игрок мирового рынка, а во вторых, что город не является более спальным районом при комбинате.
Между тем для жителей города, сотрудников, потребителей продукции предприятие до сих пор несет прежний образ советского гиганта! Согласно многолетним наблюдениям, процесс изменений старопромышленных регионов необратим и у них есть только два исхода — либо тихо умирать, что мы сейчас видим на Донбассе, либо трансформироваться и процветать. А для того чтобы процветать нужно изменять парадигму развития. В свое время Магнитогорск строился как спутник металлургического завода, обеспечивающий жизнедеятельность крупнейшего советского проекта по индустриализации страны. Однако сегодня контекст абсолютно изменился, жизнь города, страны и мира в глобальном смысле совсем другая. И она состоит в том, что теперь нужно находить баланс между развитием комбината развитием города.
Смена направления предполагает совершенно новое видение будущего и Магнитогорска, и ММК, считает эксперт. Это сложно, но совершенно необходимо изменить для развития в эпоху экономической нестабильности, охватившей мир. У города и его жителей должна появиться другая стратегия жизни. Магнитогорск наравне с градообразующим предприятием, должен влиться в глобальный контекст. Образно говоря, быть не деревней, а нормальным современным городом открытым изменениям. Эта идея может и должна быть реализована на магнитогорской земле. Андрей Шестопалов уверен, что рано или поздно это случится, потому что будущее Магнитки – зона ответственности не только руководства ММК, но и всех жителей города. Собственно, речь идет о двух взаимосвязанных проектах: ребрендинге города и ребрендинге комбината. Их реализация должна придать новый импульс развитию Магнитки. Пока же, возможно, имеет смысл вынести идею Магнитки как глобального города вынести на обсуждение наиболее активных его жителей.

текст: Юлия Улиткина

п»ї