Благодарим кофейню «Шоколаttе» (ул. Горького, 23) за помощь в проведении съемок.

Style Жизни

ОЛЕГ КИРСА: О БАЙЕРСТВЕ И ВЫСОКОЙ МОДЕ

Вы один из тех, кто стоял у истоков байерства в Магнитогорске. Считается, что в России этот институт до сих пор не до конца сформирован, а байеры — это люди, которые стали ими когда-то совершенно случайно. Расскажите о том, как это произошло с вами.
У меня высшее техническое образование, которое никак в жизни не пригодилось: по специальности я не работал ни дня. Но во время учебы познакомился с интересными людьми и начал заниматься предпринимательской деятельностью. Не могу сказать, что это было мне очень интересно, потому что возможностей было мало, семья у меня достаточно простая: мама инженер, папа рабочий. В общем, ждать милости от природы не приходилось, родители поддерживали морально, но не материально. Поэтому я быстро понял, что деньги надо зарабатывать самому, просто так, из воздуха, они не появятся.

Раз уж речь зашла о родителях: правда ли, что вы очень хороший сын? Заботитесь о маме, постоянно возите ее за границу?
Да, мне нравится баловать маму. Ей 66 лет. Мы вместе были в Париже, Италии, а недавно в Берлине, на могиле маминого отца. Дед ушел на войну в 1941-м, после победы остался в Германии как кадровый военный. Работал в группе советских войск в Потсдаме, там и умер. Я решил, что нам просто необходимо навестить могилу отца и дедушки. Представьте: уже 20 лет в Германии нет наших войск, а немцы до сих пор ухаживают за могилой. Открою секрет: 8 марта у моей мамы день рождения. В качестве подарка отправлю ее отдохнуть в Египет.

Давайте вернемся к разговору о бизнесе. Получается, что фактически вы и еще несколько персон нашего города формировали историю моды в нашем городе?
Наверное, можно и так сказать. Это было самое простое: привозить дефицитные товары и заниматься их продажей. Это было время, когда ничего не было. Начинал, как многие: сначала Москва, затем Турция. А потом бизнес стал приносить не просто деньги, но удовольствие. Когда-то все началось с того, что мне просто хотелось хорошо выглядеть, модно и интересно одеваться самому. А сейчас я стараюсь заниматься модой в масштабах города. В определенный момент захотелось развиваться, привозить товар другого качества и уровня, потому что вместе с нами рос и потребитель. Ему стали нужны не просто красивые, но и узнаваемые брендовые вещи с хорошим качеством ткани. На самом деле людей, которые серьезно занимаются этим бизнесом, в городе не так много. Ко всем я отношусь с уважением, потому что наш бизнес достаточно сложен, и многое в нем зависит от возможностей, потребностей, стремлений. С уверенностью могу сказать, что для всех, кто занимается байерством серьезно, это не только способ зарабатывать деньги на жизнь, но и любимое дело для души.

Часто приходится выезжать за границу?
Мои путешествия связаны с работой. В основном это Европа: Милан, Париж, а также Лондон. Оттуда я привожу коллекции в Магнитогорск.

Часто ездите на модные показы, посещаете шоу-румы? Какие у вас впечатления от недель моды?
Поездки, о которых вы говорите, — это давно отработанная система. Поскольку я представляю в Магнитогорске европейские бренды, то ездим мы в основном по трем столицам. Так, в Париже закупаем французские марки, все они давно представлены в магазине Podium. Сейчас это Sonia Rykiei, Kenzo, новый бренд Stuart Weitzman, который очень понравился нашим покупателям. Во Франции можно закупать и другие интересные бренды, и мне хочется привезти что-то интересное, что я вижу на Неделях моды, в шоу-румах. Но пока мы ограничены потребностями нашего рынка: небольшой город просто не сможет все это принять. Что касается Недели моды, то по большому счету это мероприятие, которое создано не столько для байеров, сколько для обозревателей и редакторов модных журналов, экспертов и модных критиков. В течение нескольких дней они ходят на показы, чтобы потом рассказать будущим потребителям о новых тенденциях и трендах. Безусловно, байеры, которые работают с коллекциями, тоже всегда получают приглашение на показы. Но хотим ли мы, можем ли поехать — это уже зависит от нас. В любом случае нужную коллекцию мы потом увидим непосредственно в шоу-руме марки. Кроме того, начать что-то заказывать мы можем только после Недели моды: до окончания мероприятия шоу-румы не работают. Что касается впечатлений… Неделя моды — это всегда очень интересное грандиозное мероприятие, на котором присутствуют известные люди из мира моды, гламура, глянца, главные редакторы модных журналов, монстры модной индустрии. Это настоящий театрализованный праздник, который каждый раз проходит по новому сценарию и в новых красивых декорациях. Интересно смотреть на девочек-моделей, особенно на супермоделей, известных всему миру. Однажды я попал на Миланскую неделю моды именно в тот момент, когда начался взлет русских манекенщиц, и видел работу великолепной Саши Пивоваровой. Сейчас это очень известная модель, а тогда у нее был первый сезон, и я был на трех-четырех показах, где она была фронтменом коллекции. Но у Недель моды есть и обратная сторона: цены в отелях поднимаются в три раза, такси на улице поймать просто невозможно, на стоянке надо стоять час-полтора. В общем, это очень большие материальные затраты, и я теперь стараюсь не приезжать на заказы во время их проведения.

Наверняка вы блестяще владеете английским языком, чтобы свободно чувствовать себя на заказах коллекций?
На самом деле я выучил язык потому, что это было мне просто интересно. Еще школьником каждый год получал призовые места на олимпиадах по английскому языку. Если честно, есть несколько вещей в жизни, о которых я жалею. И одна из них — что я не пошел на языковое обучение. Но об этом нет смысла говорить: учиться нужно было своевременно. И, тем не менее, мне очень помогает знание языка. Действительно, я общаюсь на английском свободно. Не могу сказать, что это мне как-то серьезно помогает в работе, потому что почти во всех шоу-румах есть русскоговорящие менеджеры. Хотя были случаи, когда я ходил на заказы со своими коллегами, которые не владеют иностранным языком, в качестве переводчика. Другое дело, что язык помогает находить новых друзей, общаться, получать положительные эмоции. Я очень рад тому, что имею возможность достаточно активно и регулярно перемещаться по миру. Был практически во всех странах Европы, осталось съездить в Норвегию и Исландию. Очень хочу посмотреть норвежские фьорды, исландские гейзеры и знаменитые лунные пейзажи.

Как любите отдыхать?
Очень люблю горные лыжи, зиму, снег. Стараюсь не упускать ни одной возможности покататься на лыжах. Если я в городе, катаюсь на горнолыжном курорте озера Банное, а вообще в последнее время часто езжу с друзьями во французские Альпы. В Куршевеле не был, но не очень об этом жалею, потому что не совсем хочу встречаться с соотечественниками на отдыхе. Русские за границей очень часто изображаются как карикатурные, анекдотичные образы, но, к сожалению, это так. А мне совершенно не хочется смотреть, как русские танцуют на столах, стреляют пробками от шампанского в потолок и обливаются самыми дорогими сортами шампанского. Люблю отдыхать с европейцами, с этими людьми интересно общаться, это совсем другая культура, и она мне ближе.

Считается, что профессии байера невозможно научиться. В этом смысле успешность бизнеса всецело зависит от опыта. Согласны?
Да, пожалуй. В нашем бизнесе круг клиентов ограничен. Чтобы их привлечь, нужно искать наряду с классикой новые марки, интересные для потенциального покупателя. Часто клиенты устают от какого-то бренда или перерастают его. Это тоже нужно отслеживать, предлагая что-то новое или, может быть, какую-то иную концепцию известного бренда. Мы понимаем, что из всей огромной коллекции, созданной дизайнерами марки, конечный покупатель увидит только то, что привезем мы. То есть именно байер формирует коллекцию марки в конкретном городе или бутике, опираясь на собственный вкус и знание потребительского спроса, потому что каждый байер проецирует существующие тенденции на конкретных покупателей. Знаете, иногда я с интересом отслеживаю, что заказывают конкуренты. Бывает очень поучительно…

Как в этом смысле делить рынок с конкурентами?
Есть такое понятие как естественная ротация клиентов. Это вполне нормальная ситуация, потому что наш бизнес часто строится на личных связях. Свою роль играют многие факторы, вплоть до отношения к владельцу магазина, человеческих симпатий и антипатий. Это, кстати, иногда может играть ключевую роль в раскрутке бутика. Например, на этапе раскрутки Podium, в самом начале бизнеса, мне было интересно непосредственно принимать участие в продаже, представлении товара, наблюдать за реакцией людей, делать выводы. Затем я дистанцировался от продаж, но уверен: человеческий фактор и психология потребителя имеют безусловно большое значение для успеха бизнеса.

Очень легко говорить о моде, когда мы имеем в виду женскую составляющую потребительского рынка. Многие магнитогорские байеры отмечают, что модно одеть мужчину в провинции сложнее, чем в столице. С какими сложностями в этом плане вам приходится сталкиваться?
Действительно, ментальность в целом нашего региона и рабочего городка сказывается сильно. Мои друзья, которые занимаются таким же бизнесом в южных регионах страны, наблюдают прямо противоположную ситуацию. Там мужчины ценят себя и понимают, что об их материальном статусе сегодня говорят не только дорогая машина или большой дом, но также хорошая обувь и одежда. Респектабельный и уверенный в себе мужчина не станет жалеть денег на имидж. В современном мире брендовая одежда, дорогие аксессуары, хорошая обувь — непременный атрибут успешности, более того, одна из предпосылок успеха, именно к этому надо стремиться.

Чего бы вы пожелали своим клиентам в преддверии праздников?
Я очень ценю всех, желаю каждому материального благополучия, процветания. Хочется сказать что-то особенное, найти какие-то самые теплые слова! Мы стараемся делать все возможное, чтобы порадовать их и побаловать, максимально угодить всем. Может быть, не всегда что-то получается… В любом случае наша задача — предлагать модные актуальные коллекции, которые можно одевать и носить не один сезон. Я стараюсь не привозить одноразовых, ультрамодных вещей, которые в следующем сезоне будет уже неприлично надеть. В этом мы с клиентами солидарны: логичнее покупать вещи практичные, которые можно надеть в любой ситуации.

Наверняка ваши клиенты, бывая за границей, имеют возможность сравнивать цены и качество товаров любимого бренда. Не сталкивались ли вы с нареканиями: мол, там я купил бы более интересную модель по более низкой цене, чем дома?
Если честно, меня всегда радует, что клиенты без какого-то стеснения рассказывают об этом. Потому что всегда их рассказы заканчиваются тем, что мне говорят: лучше прийти к вам, потому что цена практически одна и та же, обслуживание лучше, есть система скидок, рассрочки, в том числе индивидуальные. Мы живем в маленьком городе, и ситуация просто вынуждает владельцев бизнеса быть гибкими в системе расчетов с покупателями.

В заключение разговора расскажите о своих ближайших планах и, конечно же, о том, чего ждать покупателям от новых коллекций весны-лета 2012 года?
Сейчас идет реконструкция одного из магазинов. Такая необходимость назрела давно, потому что мы привозим такой объем товара, который требует больших площадей и более красивой выкладки. Я надеюсь, что к осеннему сезону откроемся во всей красе, всех приятно удивим и обрадуем. Что касается конкретных коллекций, то напомню, что мы из мужских брендов, например, выбрали оптимальные. Если нужна деловая одежда, то это Canali. Одежда марки идеально садится, как будто создана специально для русской фигуры. Из брендов casual сейчас представлен Cortigiani. Качество безупречное, модели очень хорошие, рассчитаны на тех, кому хочется, чтобы было дорого, но не броско. Будут сюрпризы: на следующий сезон заказали две утепленные кожаные куртки с красивыми вставками из кожи крокодила, норковым воротничком и другими дорогими «изюминками». Цена будет высокая, но я считаю, что нужно привозить и такие вещи, давать людям возможность видеть, что такое мировая мода. На самом деле есть категория клиентов, которые хотят одеваться не как все и имеют для этого соответствующие финансовые возможности. Кроме того, мы стараемся везти коллекцию так, чтобы можно было подобрать практически полный гардероб. Именно поэтому привозим хорошую обувь: Alberto Guardiani, Sergio Rossi. Эти два бренда — фавориты, беспроигрышный вариант для тех, кто хочет купить качество за реальные деньги. В этой обуви звезды выходят на красную дорожку, и в то же время ее может купить обычный человек, потому что она не стоит бешеных денег. С этого сезона появился новый обувной женский бренд Stuart Weitzman: испанская обувь с хорошей ценовой политикой, красивыми моделями, очень актуальными накануне весны. На следующий осенне-зимний сезон мы заказали очень красивую коллекцию Emilio Pucci, причем самые топовые позиции верхней ценовой планки. Такие «ударные» вещи должны быть представлены в бутике, потому что это очень интересно, необычно, дорого, красиво. Надеюсь, новая коллекция добавит вашей жизни красок, а для кого-то станет стимулом для роста как собственной самооценки, так и уровня жизни.

текст: Марина Кручинина, Светлана Синявская

фото: Ирина Сидоренко

п»ї