|
Style жизни О ЧЕМ НЕ ЗНАЮТ ДИСИЖЕНМЕЙКЕРЫ В уникальном фестивале приняли участие сольные исполнители, ансамбли, биг-бэнды, играющие джаз. Ребята от 10 до 18 лет выступали в трех возрастных категориях. — В этом году мы проводим столь масштабное мероприятие во второй раз,— отметила директор центра «Камертон» Татьяна Данилова. — Несмотря на то, что в Челябинской области первый факультет джаза и эстрады был открыт именно в нашем городе, никогда подобных конкурсов не проводилось. А без них рождение своеобразной моды на джаз невозможно. Вкус к этому музыкальному направлению нужно воспитывать и развивать с детства. Очень важно, что фестивали с участием именитых музыкантов не только приобщают детей и подростков к джазовой музыке, но и повышают культуру города в целом. И, конечно же, это большое событие в жизни юных музыкантов, приехавших в Магнитогорск, о котором они не раз еще с благодарностью вспомнят во взрослой жизни. Ребята получили уникальную возможность не просто показать свой талант на большой сцене, но и окунуться в профессиональную среду, познакомиться и пообщаться и друг с другом, и с мэтрами джаза, музыкантами с мировым именем. Подобные мероприятия дают шанс детям из провинции добиться чего-то в жизни, влияют на выбор профессионального пути. Вряд ли большинство участников фестиваля смогли бы когда-нибудь попасть на концерт Даниила Крамера в Москве. Даниил Борисович возглавил экспертную комиссию. Народный артист России, лауреат Европейской премии им. Густава Малера, известный джазовый пианист, композитор и педагог Даниил Крамер нашел в плотном графике гастрольных передвижений по миру два дня на то, чтобы побывать в Магнитогорске. Для талантливых уральских ребят и их педагогов эта встреча стала настоящим чудом, а для кого-то, возможно, тем самым событием, которое может изменить судьбу. Кроме Даниила Крамера, в состав жюри вошли известные джазовые музыканты, лауреаты и дипломанты многочисленных российских и международных конкурсов, авторитетные педагоги Ирина Остин (Уфа), Андрей Мачнев (Ростов-на-Дону), Анатолий Коротичев (Магнитогорск). Мастер-классы, проведенные членами жюри, огромная веха в профессиональном развитии участников конкурса. Настоящим подарком ценителям джазового искусства стали выступления Джазового оркестра Магнитогорской консерватории под управлением Владимира Недда, московского Квартета Романа Секачева с концертом «Галерея джаза», известного ансамбля «Jazzy Gang». В результате Гран-при фестиваля-конкурса получил Петр Горинский (Екатеринбург). Лауреатами и дипломантами стали 23 сольных исполнителя и девять джазовых ансамблей. Диплом лауреата 1 степени в своих номинациях получили Александра Снежко и Денис Зиновьев из Магнитогорска, Яна Хохлова из Екатеринбурга, а также Джазовый ансамбль ЦЭВД «Камертон» (Магнитогорск) и Инструментальный ансамбль гимназии «Арт-Этюд» (Екатеринбург). Жюри вручило специальные призы Владимиру Образцову из Магнитогорска в номинации «Дебют», екатеринбуржцам Ивану Хохолову за лучший аккомпанемент, Анне Шубиной за артистическое мужество. Главное — тронуть сердце Даниил Крамер — блестящий пианист, композитор, виртуоз, автор сольных концертных программ, организатор джазовых концертов, Дней России во Франции и Китае, художественный руководитель нескольких русских джазовых фестивалей, например, в Екатеринбурге и Саранске. Время маэстро расписано на многие месяцы вперед. Это не только гастрольная деятельность: Крамер является деканом московского Института современного искусства, занимается общественной деятельностью. После Магнитогорска мэтр отправился в трехнедельный гастрольный тур по России вместе с техасской блюзовой гитаристкой Николь Фурье. Затем Даниил Крамер примет участие в конкурсе Гершвина в Филадельфии. — Любой фестиваль — это кровь, которая течет в жилах. Без общения искусство, бизнес, политика, наука превращаются в одиночную камеру, в которой гибнет все. Любой конкурс — котел, в котором рождаются новые идеи. Кто знает, что из этого получится? Кто знает, как рождаются новые музыканты, ученые — все те, кто потом будут создавать новое человечество? Частично это делается прямо сейчас. Есть ли какие-то перспективы у детей после подобных фестивалей? — Это зависит от многих вещей. Частично и от таких людей, как я. Если я вижу яркого музыканта, личность, то от меня зависит, приглашу я его на свои концерты, покажу ли его, дав ему имя, шанс, или нет. Скажем, талантливой девочке из Саратова мы помогли перебраться в Москву, сейчас она заканчивает обучение, я время от времени беру ее с собой на концерты, показываю продюсерам, публике. Из этого можно делать деньги, а можно помочь человеку вылезти. Другое дело, что в жизни любого музыканта огромную роль играет госпожа Фортуна. Сколько мы видели победителей или лауреатов международных конкурсов, которые потом пропадали из поля зрения! И, наоборот, совершенно неизвестные музыканты поднимались вверх. Конечно, существуют определенные закономерности: у высокоталантливого человека гораздо больше шансов подняться. Важна и работа таких энтузиастов, как Татьяна Данилова (директор ЦЭВД «Камертон»): будет ли она формально выполнять свою работу или продолжит фестивальное дело, найдет ли настоящую поддержку в муниципалитете. Такое впечатление, что в массовой культуре возобновился интерес к джазу. Насколько это верно? Действительно ли широкая аудитория сегодня воспринимает джаз или это музыка для узкого круга избранных? — Вы совершаете распространенную ошибку, говоря о том, как широкая аудитория воспринимает джаз. Публика чаще всего воспринимает личностей, а не какой-либо вид искусства: не живопись, а Боттичелли, не скульптуру, а Родена, не музыку, а Чайковского. То же и с джазом, жанр здесь ни при чем. Люди воспринимают не джаз как таковой, а тех, кто его играет плохо или хорошо. Поэтому один джаз вызывает скуку, а другой, точно такой же, но исполняемый другими людьми, имеет громадный успех. О положении искусства в России говорят очень много, причем, мнения варьируются от позитивных до крайне негативных. Как вы смотрите на эту проблему, если таковая вообще существует? — Я абсолютный противник крайних позиций и сторонник взвешенного подхода к любой проблеме. Не вижу абсолютного негатива в развитии искусства в России, как не вижу абсолютного позитива. Есть гигантское количество недостатков, способных убить истинное искусство в России. Но возможен и вариант расцвета искусства при определенных обстоятельствах. Для меня негативом является попсовизация искусства. Думаю, мало кто себе представляет его истинную силу. При этом я не противник попсы, я противник использования ее без всякой меры. Более того, я даже не противник существования бездарностей в искусстве, потому что убежден: искусство пирамидально. Не может существовать вершина без основы. Если бы жили в мире абсолютных шедевров, то просто потеряли бы ориентиры, искусство превратилось бы в ширпотреб. Но когда я вижу, что русский шансон начинает опережать по продажам то, что можно назвать уже обычной попсой, для меня это грозный, страшный, чудовищный сигнал того, что тюремная субкультура завоевывает умы и сердца. А ведь на этом растут дети! Демографическая программа — это нонсенс, ее нельзя было объявлять, пока не были готовы инфраструктура и ментальность, ответственные за то, чтобы ребенок не просто выжил, а вырос в хорошего человека. Человека, который не сидит в тюрьме, не ворует у государства, не убивает и грабит на улицах, не станет алкоголиком, мошенником, наркоманом. При этом я отнюдь не пессимист. Искусство — одна из немногих вещей, способных оставить страну в живых, если только искусство будет сохранено. Недавно Жванецкого попросили ответить на вопрос: что бы вы хотели первым делом при приходе нового президента изменить? Он сказал правильные слова, которые мало кто понял: первым делом я сказал бы ему: перестаньте врать. Ложь оказывает на детей чудовищное, разрушительное действие. Когда они видят по телевизору одно, на словах другое, в книжках третье, в жизни четвертое, мы получаем поколение отморозков. Чудовищное влияние оказывают на детей «Владимирский централ», «Гоп-стоп», «Получи под ребро». Когда три одинаковые гармонии, два прихлопа и один притоп всю жизнь долбит в мозг, люди превращаются в зомби. Культура способна сделать из человека тупого идиота или создать высокопрофессионального военного, рабочего. Но сегодня она не понята и не оценена российской властью, которая вынуждена пожинать плоды. И власть, и оппозиция одинаковы, они вынуждены покупать голоса, обманывать. Вот этот конкурс — то немногое, что способно изменить ситуацию. Но лишь в том случае, если те, кто называется диссиженмейкерами, то есть принимателями решений, поймут, какую именно роль играет искусство. Поймут, почему так хорошо умеющие считать европейцы и американцы держат оркестры и ансамбли в каждом колледже, в каждой школе! А наше министерство образования решило убрать из программы общеобразовательных школ уроки музыки. Вы согласны, что новшества в системе образования — это катастрофа? Катастрофа происходит, да, хотя я пока еще не отношусь к ней пессимистически. Я понимаю, что Болонская система, от которой отказываются по всему миру, начинает насаждаться в России. Кто это придумал и зачем нам нужна чужая образовательная система? Мы уже получили громадный отток генетического материала и мозгов из России. На мой взгляд, реформа системы образования приведет к тому, что оставшийся мозговой потенциал очень много потеряет. Они хотят иметь ученых, делающих ракеты? Они вынуждены будут теперь покупать ракеты за рубежом! Пройдет 20 лет, и некому будет их делать. Все делается для того, чтобы убить нацию. Но это не так легко. Русский народ и не это переживал, вдруг получится пережить то, что с ним делают сейчас? Не собираетесь уехать за границу? — Нет. Почему? — Потому что я оптимистический дурак. Верю, что здесь еще можно что-то поправить. Поэтому я здесь, на конкурсе, вместо Парижа, куда меня сейчас звали. И все же: что такое джаз? Образ жизни, способ мышления, где есть свои категории, критерии оценки. Главное в нем — свобода мышления и высокий интеллект, без которых не получится импровизация. Я где-то вычитал, что у человека «из низов» и Льва Толстого словарный запас отличается всего-то на пару сотен слов. При этом один пишет «Войну и мир», другой кроме пошлого анекдота и рассказать-то ничего не может. То же самое с импровизацией. Все музыканты обладают неким музыкальным словарем. Вопрос в том, что с ним делать? Если после концерта слушатель выходит и не понимает, почему он не получил удовольствия, это значит одно: просто ему ничего не сказали… Когда я импровизирую, моя задача — тронуть ваше сердце. Организаторы фестиваля — Центр эстетического воспитания детей «Камертон» — выражают огромную признательность всем любителям джаза, оказавшим помощь в проведении данного мероприятия. Фестиваль — конкурс «Играем Jazz» прошел при поддержке ОАО «ММК», сети магазинов «Позитроника», ресторана «Некеров-Риджис», Магнитогорского Дома печати, типографии «Люкс-полиграфия», рекламной компании «Полосатый слон», сети магазинов «Канцелярская мышь», творческой мастерской «Изюм», производственного предприятия «Big army», кафе «Comedy-bar», сети магазинов «Фрезия», цветочного салона «Бизнес — букет». Информационные партнеры проекта — журнал «Living», телеканал «Медиа ТВ». текст: Юлия Улиткина фото: Ирина Сидоренко |